архив новостей
Особенности религиозной психологии
Особенности религиозной психологии
Сама религия представляет из себя сложное образование. Она выступает тут как совокупность нескольких элементов: религиозных обрядов (культа), религиозного сознания, религиозных учреждений. Как и во всех других формах общественного сознания, в религии необходимо будет различать два уровня (только две сферы): религиозную идеологию, то есть систематизированное изложение мифов и догм профессиональными богословами и церковниками; религиозную психологию, т. е. многие религиозные чувства и представления, свойственные массе верующих.
Религиозная психология здесь отличается от идеологии по своему соотношению с экономической основой, с условиями жизни людей, так и по структуре, по компонентам. В психологии следует различать несколько частей. Она представляет собой совокупность всех верований, взглядов, чувств, представлений, понятий, которые в большой мере рождаются стихийно, как отражение бессилия людей перед лицом условий их жизни. Довольно широко известно такое высказывание Энгельса из "Анти-Дюринга", где говориться, что религия существует как эмоциональная форма соотношения людей к господствующим силам… О том, что пишет религиозная газета, сайт расскажет подробнее.
Большим своеобразием в сфере массового сознания обладают тут религиозные представления и идеи. Во-первых, они все носят хаотический, несистематизированный характер. В сознании большинства верующих религия при этом существует не в виде оформленной системы мифических и догматов представлений, а чаще в виде отдельных образов, картин, идей, мифических рассказов и тому подобное.
Во-вторых, в религиозном сознании преобладают здесь не отвлеченные догматы и идеи, а наглядные образы и представления. Вера совершенно невозможна без эмоционального отношения к различным сверхъестественным объектам, созданным воображением человека. Чтобы возникло эмоциональное соотношение к самому объекту веры, нужно, чтобы последний из них был представлен религиозным человеком в наглядной, чувственно-конкретной форме.
Наглядный, образный характер религиозных представлений при этом обнаруживается довольно ярко при изучении религии первобытного строя. Первобытные верования здесь выступают исключительно в виде обычных мифов, то есть рассказов о вымышленных видах существ, о тех событиях, которые связаны мифом всегда носит наглядный, образный характер.
Источник: carkva-gazeta.org